Логин   |   Регистрация
Пароль     |    Забыли?
Запомнить
Твой гид по
горнолыжному отдыху в России!

Главная / Горнолыжные курорты России / Аджигардак / Статьи / Итоги горнолыжного сезона 09/10: Урал и Кавказ

Итоги горнолыжного сезона 09/10: Урал и Кавказ


Фотографии к статье:

10

ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск"

20

Традиционный карнавал в Миньяре

30

"Аджигардак"

40

Местная достопримечательность по дороге к "Зирган-тау"

50

ГЛЦ "Абзаково"

60

Гора Белая

70

Солнечная долина

80

Халф-пайп на Ежовой

90

Парк на Волчихе

100

Очереди на Эльбрусе

110

Новогодний ажиотаж в Красной Поляне

Урал

Апрель – крайний месяц горнолыжного сезона на Урале. Редкой горнолыжке удается сохранить снежные склоны до начала майских праздников, поэтому можно смело подводить итоги прошедшего сезона. 

Представители горнолыжных центров Урала рассказали НеДома.ру о прошедшей зиме и поделились планами на будущее. 

Нынешний сезон начался раньше, чем в прошлом году, однако суровые морозы несколько раз за зиму останавливали работу подъемников, проверяя и людей, и технику на выносливость. Тем, для кого резкое похолодание не является причиной отмены запланированный поездки на горнолыжный центр, следует помнить, что большинство ГЛЦ прекращают свою работу, если температура воздуха опускается ниже отметки в 25 градусов мороза.

6 декабря 2009 года ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск" отметил шестилетие своего существования – единственный на Урале курорт с подъемником гондольного типа. За это время горнолыжный центр стал постоянным местом проведения фестиваля зимнего экстрима БГВ и заслужил отличную репутацию среди любителей жестких трасс своими отратраченными склонами – не зря Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России проводит здесь этапы Кубка России по слалому-гиганту и Чемпионат России по слоуп-стайлу. 

В течение всего сезона радовал креативами горнолыжный центр в Миньяре, где географические особенности местности позволили открыть сезон только в канун нового года: в ноябре на волне всеобщей паники здесь провели "Вечеринку - Антисвинку", в январе запустили "снежный банан" и начали раздавать 5%-ные дисконтные карты постоянным клиентам, а сезон завершили традиционным карнавалом. Администрация планирует подготовить к следующей зиме сноупарк, но в связи с отсутствием искусственного оснежения данная идея вызывает определенные сомнения.  

Ближайший сосед Миньяра – горнолыжный центр "Аджигардак" – наконец-то откликнулся на просьбы катающихся и хоть так и не ввел почасовые ски-пассы (единственный ГЛЦ в регионе, где нет подобных тарифов), но теперь здесь можно кататься с 11 до 13 по абонементу "поздний турист". Правда, этот тариф просуществовал всего лишь пару месяцев, и в конце марта был отменен для катающихся в выходные. Клиенты комплекса продолжают регулярно жаловаться на неработающие в будни подъемники и плохое питание на горе.  

"Агидель-спутник" (Зирган-Тау), фактически не работавший в прошлом году, в этом сезоне функционировал все три зимних месяца, что явилось самым продолжительным периодом за последние три года. Большой проблемой для этого комплекса всегда являлся подъезд к ГЛЦ через р. Белую, однако на летнее время администрацией запланирована постройка долгожданного моста.

Этой зимой на полную мощность заработал "Павловский парк", поэтому в январе 2010 года цены на большую канатную дорогу были подняты на 50%. Однако администрация вовремя уловила настроения катающихся и тарифы на канатку были установлены на 10% ниже уровня прошлого года. Посетители центра традиционно положительно отзываются о качестве оказываемых комплексом услуг.

Гора Белая и Абзаково соревнуются между собой по количеству проводимых спортивных мероприятий.  
 
В декабре под Нижним Тагилом прошел первый этап Кубка России по горным лыжам; в марте начались всероссийские соревнования для юниоров "Олимпийские надежды России", которые были доверены Горе Белой впервые; а также соревнования по горнолыжному спорту "Кубок Губернатора" Свердловской области. Последние чуть не начались с большого спортивного скандала, связанного с бойкотом тренерского состава в связи с недостаточным финансирование выездов спортсменов-участников.   

В Абзаково в ноябре прошли официальные старты FIS Этапа Кубка России, на которых отличные результаты показала будущий серебряный призер Ванкуверских Игр Екатерина Илюхина, а сезон завершают Финалом Кубка России по сноуборду в параллельных дисциплинах. 

На фоне остальных уральских горнолыжек как всегда выделяется "Солнечная долина", много и подробно рассказывающая о себе. В этом году она опередила конкурентов не только по количеству упоминаний в прессе, но и по стоимости абонемента на канатную дорогу – день катания здесь в прошедшем сезоне стоил 1700 рублей (два четырехчасовых абонемента). У горнолыжного центра большие планы на собственного будущее: IRD Analisis – совладелец самого большого в Италии горнолыжного курорта Dolomiti Sudiverski – выкупила 25% акций «Солнечной долины». Вкладом в уставный капитал итальянского инвестора стала шестикресельная канатная дорога компании Ltitner стоимостью 3,8 млн. евро. В планах инвестиционного проекта помимо отелей и ресторанов – несколько новых трасс на другую сторону склона горы Известной. Многих интересует, как в данном случае будет решен вопрос о вырубке леса на природоохранной территории.
 
Большое будущее также пророчат зимним видам спорта в Свердловской области.  
 
Так, горе Долгой, уже пару лет простаивающей в ожидании реконструкции, наконец-то подфартило – она попала в программу по подготовке спортсменов к сочинской Олимпиаде, и сегодня там идет активное строительство: реконструкцию трамплинов ГОУ СДЮШОР "Аист", которые будут соответствовать требованиям Международной федерации лыжного спорта, принятым в 2008 году, обещают завершить к следующей зиме. Финансирование программы осуществляется из федерального и областного бюджетов и составляет порядка 2 млрд. рублей. Планируется, что комплекс станет одним из самых современных в России центров подготовки сборных команд по лыжному двоеборью и прыжкам на лыжах с трамплина: четыре трамплина, лыжный стадион, лыжеролерная трасса, спортивно-гостиничный комплекс и многое другое. 

Не работающему в этом сезоне Качканару пророчат славу Куршевеля с посещаемостью 800 тыс. человек в год (для этого даже придумали название – "Уральский экстрим"). В середине ноября 2009 года в городе принимали итальянско-австрийскую делегацию и пытались убедить гостей в перспективности проекта; последние пообещали оказать помощь в обустройстве подъемников, подъездных путей и т.п., но дальше поиска инвесторов для проекта (а это более 2 млрд. рублей) пока дело не зашло.  

В связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи взялись и за Оренбуржье. На базе горнолыжной школы в городе Кувандык планируется создать один из лучших горнолыжных центров в государстве. Из выделяемых на реконструкцию 80,5 миллионов рублей около 26 миллионов планируется потратить на установку новой буксировочной канатной дороги. Для развития индустрии мест размещения и прочих услуг adivre-ski у подножья склонов предусмотрен участок земли около 100 га, на который привлекаются частные инвесторы.

Растет число горнолыжных центров, где выделяют место под сноу-парки. Это и традиционный парк на Банном, который готовят каждый год для фестиваля БГВ (правда, простым посетителям он достается в слегка упрощенном виде, а для его подготовки закрывают трассу №4); и освещенный комплекс трамплинов на Волчихе с приземлением на воздушную подушку, где проводит тренировки Уральская федерация лыжного фристайла; боксами и рейлами также обзавелся Кувандык ("Долина"); 30 000 квадратных метров выделил под прыжки и полеты "Такман"; несколько кикеров и спайнов установили и на горе Пильной; к 2012 году возведение сноупарка запланировано на территории ТГЦ "Павловский парк". 

Олимпийская дисциплина сноуборда халф-пайп, в которой в Ванкувере не было представлено ни одного российского участника, набирает обороты на позиционирующем себя как "лучшем на Урале" парке на горе Ежовой и в "Солнечной долине", даже на Уктусе обзавелись мини халф-пайпом. 

Кавказ 

Горнолыжный сезон на Эльбрусе, строго говоря, не заканчивается – даже в июле можно покататься на участке склона Гарабаши–Мир.
В этом году планировалось порадовать отдыхающих новым подъемником - наконец-то запустили в эксплуатацию гондольную канатную дорогу "Кругозор-Мир", которая должна была прийти на смену маятниковому вагончику и увеличить в десятки раз пропускную способность второй очереди. Не успели запустить вторую – остановилась первая: 18 ноября была взорвана одна из опор подъемника, ведущего до станции "Кругозор". Пока велись ремонтные работы, туристов доставлял к "Кругозору" маятниковый вагончик, вмещающий 20 человек за один подъем; кроме того, на поляне Азау дежурило с десяток ратраков – на них можно было подняться к следующей очереди канатки за "скромную" плату в 500 рублей. Ну а кататься по постоянно занятой ратраками неширокой трассе – сомнительное удовольствие. 

Ремонт канатной дороги затянулся до конца января. К тому времени, когда наконец наладили и запустили первую очередь, закрылась на ремонт вторая, к счастью, всего на несколько дней. Обе очереди канатной дороги заработали только третьего февраля - поздновато для начала сезона. 

Поломка подъемника не помешала руководству горнолыжного центра поднять цены: в этом сезоне дневной ски-пасс, действующий на Эльбрусе и Чегете, обходился в 1000 рублей. Проживающим в гостиницах абонемент предлагали на 200 рублей дешевле, чем в общей кассе. Накатавшиеся в первой половине дня туристы продавали свои ски-пассы после часа дня за 300 рублей, но к этому времени, как правило, склоны уже были порядком разбиты. Ну и, как водится, можно было расплатиться за подъем в обход кассы, «поздоровавшись» денежной купюрой с охранником на турникете.
А вот туристов в этом году было немного: новость о поломке канатной дороги быстро разлетелась по блогам и форумам, поэтому многие лыжники и сноубордисты, особенно начинающие, пересмотрели свои планы на зимний отпуск и новогодние каникулы, отдав предпочтение Красной Поляне и Домбаю.

Тем не менее, уверенно чувствующие себя на доске или лыжах отдыхающие приезжали в Приэльбрусье ради Чегета – самого сложного склона отечественных курортов. 

Здесь с подъемниками все было в порядке: все та же старая креселка исправно поднимала катающихся на обе очереди, дальше работал бугель. В дни праздников и каникул очереди на подъемник были чуть длиннее, чем обычно, но все же в пределах разумного. Зима выдалась не слишком снежной, в феврале на склоне второй очереди были бугры, сам склон был достаточно жестким, но ближе к началу марта начались снегопады и стали сходить лавины. В одной из таких лавин в марте этого года погиб сноубордист, гид по фрирайду Михаил Кирилин. Увы, опыт и экипировка не всегда спасают, и всегда следует помнить о риске, сопутствующем каждому, кто поднимается в горы.

На Домбае подъемники в этом сезоне почти не простаивали, кроме вынужденных остановок из-за погодных условий. Однако любителей экстремального отдыха подстерегали другие сложности, в первую очередь – с жильем. Чтобы забронировать номер на праздники, нужно было обратиться в гостиницу за месяц до поездки. Снять квартиру в частном секторе поселка Домбай можно было тоже только по предварительной договоренности: день-в-день поселиться удавалось только в поселке Теберда за 25 километров от Домбайской поляны. Аренда квартиры в Теберде обходится чуть дешевле, но на дорогу придется потратить дополнительных полчаса. Добраться из Теберды в Домбай несложно: утром каждые пятнадцать минут наверх поднимаются газельки, также можно заказать такси. Правда, апрески в этом случае придется обеспечивать своими силами: в Теберде нет шумных кафе и бурной ночной жизни. 

В схеме канатных дорог на склоне Мусса-Ачитара поначалу легко запутаться: есть маятниковая дорога, кресельная "югославка", гондольный подъемник, но единого скипасса на все канатки так и не предусмотрено, но при ближайшем рассмотрении это оказывается не слишком критично: в любом случае доступен практически весь склон. Разовые подъемы можно оплатить в кассе или, как водится, лично в руку человеку у турникета.

Активнее всех в России сейчас развивается Красная Поляна и больше других стремится соответствовать европейским горнолыжным центрам. К сожалению, не все пока получается: в этом сезоне Красная Поляна вызвала даже больше недовольства среди отдыхающих, чем Приэльбрусье. И если о поломке подъемника на Азау туристы были предупреждены заранее, то, пожалуй, никто из приехавших в Красную Поляну на новогодние выходные не ожидал, что покататься им не удастся. 

Причиной тому стал небывалый ажиотаж и, как следствие, огромные очереди в кассу и на подъемники. Сезон открылся поздно, только после Нового года, но даже после открытия продажи билетов 5 января подъемник ГЛЦ "Газпром-Лаура" то и дело останавливался. Объяснения этому факту в очередях высказывались самые разные, от поломки подъемника до приезда Президента. Ждать своей очереди людям приходилось почти целый день. "Впечатление, что снимается массовка фильма про войну, где граждане пытаются уехать на последнем поезде от фашистов, которые уже в городе", - сообщает один из очевидцев на сайте krasdivol.net. Вместо позитивных эмоций, за которыми и едут люди на отдых – перепалки, давка, захлопнутые окошки касс, молчание сотрудников горнолыжного центра и напрасно потраченные деньги: сдать приобретенный абонемент было практически невозможно.

К слову сказать, скипассы, еда и проживание в Красной Поляне значительно дороже, чем на остальных кавказских горнолыжках и даже на некоторых курортах за границей. Общего абонемента на все подъемники в Красной Поляне нет: у трех действующих на курорте ГЛЦ разные владельцы, и о едином билете они пока не договорились. 

Еще одно событие вызвало недовольство любителей фрирайда: гребень хребта Аибга, на склоне которого расположен ГЛЦ "Альпика-сервис", теперь доступен только в сопровождении аккредитованных гидов за отдельную плату. Сами гиды не одобряют это распоряжение: в конце декабря было опубликовано адресованное руководству ГЛЦ открытое письмо, в котором сообщество гидов Красной Поляны заявляет необходимости возвращения свободного доступа на гребень при низкой лавинной опасности. Изначально ограничение катания по хребту для желающих было временной мерой, связанной с редкими погодными условиями, но и после их нормализации пересмотреть решение не сочли нужным. Естественно, не всем хочется кататься по подготовленным трассам, и с запретом свободного доступа на верхнюю часть четвертой очереди "Альпики" курорт стал менее привлекательным для фрирайдеров, ведь нужно не только заплатить дополнительные деньги, но и найти свободного гида, согласовать с ним время катания.    

Общая картина дает представление, что пределов совершенству нет. Рельеф и природа основных регионов катания в России в целом дает множество возможностей для развития и роста. Для одних это — переход на другой уровень функционирования, для других — реконструкция, для третьих - строительство. Способы и методы тоже могут быть разнообразными. Главное — результат. 

Алена Аксенова (Урал) и Ксения Макарова (Кавказ) специально для НеДома.ру

© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!




НеДома.ру - сервис гарантированного бронирования
отелей и апартаментов на горных курортах России
2153 предложения, 15487 фотографий, 11538 отзывов
+78(800)555-37-45
поможем забронировать, проконсультируем

Помощь:
Информация для отдыха:
Горнолыжные курорты России
 Вебкамеры
Состояние склонов
Поиск попутчика
 
 Карта горнолыжных курортов
Бронирование жилья
Подпишитесь на новости:

  © 2002 - 2024 НеДома.ру™  На главную  Контакты  Реклама на сайте