Логин   |   Регистрация
Пароль     |    Забыли?
Запомнить
Твой гид по
горнолыжному отдыху в России!

Главная / Статьи / Зимний и летний спелео походы в крупнейшие пещеры Урала

Зимний и летний спелео походы в крупнейшие пещеры Урала

Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Летний спелео поход в пещеры Кутук-4, Кутук-2, Зигзаг и Винтовая

Тут почти нет людских тропинок. Дороги заросшие, а по полям и лесам бегают дикие звери. Еще во времена СССР тут была молочная ферма, а сейчас о ней напоминают только останки строений жалкие. Знаменито урочище своими пещерами, отличающимися особой красотой и чистотой, сохранившейся благодаря отдаленности от цивилизации.

День 1

Мы, это группа из клуба из 4 человек и еще большая разношерстная толпа. Забрасывались от плотины Юмагузинского водохранилища до урочища Сакаска на водометных катерах. А потом пешком несколько километров по лесам уже пробежались. По дороге к лагерю на "Перемычке", зашли охладится к пещере Кутук-Сумган.

Первая наша цель - это пещера Кутук-4. По плану, в первый же день после заброски и установки лагеря.

В пещере очень много льда, что удивительно. Довольно долго идешь по извивающейся трещине, а под ногами лед с камнями. А еще, из водотоков в стенах выходят языки льда. Лед местами принимает причудливые формы. Края льда иногда обрамлены кальцитом.

А это как будто птица по камням лезет и уперлась правым крылом.

Натеки

Коралиты

Основной ход

А это место называется "Восьмое чудо света". Чтобы попасть к нему, надо подняться по шаткой лестнице на вполне внушающую уважение высоту. На спуске оттуда, я, как в мультиках, поотламывал собой нижние ступеньки, падая все ниже и ниже и отрывая следующую.

Большая гуровая ванна... или даже озерцо.

Еще далее был шкурник "Адамовы бани", в котором лезть приходилось буквально по воде. А за ним шикарнейший ход вниз по бесконечным гуровым ваннам до сифона. Я шел по тому ходу первым и вода была прозрачной. Это нечто обалденное. Фотографий оттуда нет, оставил технику перед Адамовыми банями.

Собственно, на этом программа нашего первого дня закончилась. Несмотря на краткость рассказа, день у нас в реальности был весьма насыщенным.

День в цифрах: 9,14 км - пешком, 1,869 км - спелео.

День 2

День второй начался у нас расслабленно. Мы неспешно покушали и ждали большую группу с нашего клуба, идущую в "Зигзаг". Мне сказали, что Кутук-2, куда нам надо и Зигзаг - это рядом (так и есть, на самом деле). Потому, чтобы не плутать и хотели идти вместе.

А вот далее была засада. Буквально за указателем на Кутук-Сумган. Нашей группе сказали, что нам надо топать не по тропинке к "Зигзагу", а по авто дороге и идти, пока не увидим дорогу направо, которая как раз и доведет нас, куда надо. Ну мы и пошли... дорог уходящих вправо не нашли... прошли недалеко от Кутук-4, что уже насторожило. Навигатор, при этом, показывал до пещеры Кутук-2. все время примерно одно расстояние по прямой 2,1...2,2 км. Взволновались мы, когда это расстояние стало быстро нарастать.
Свернули по ближайшему логу в сторону пещеры и пошли по бурелому, постоянно обходя многочисленные карстовые воронки. За километр от пещеры по прямой, поняли, что пещеры находятся как бы в соседнем логу (там не явно так в лесу лога и возвышенности, но по карте высот видно), пришлось перевались поросшую густым лесом гору... и мы, наконец-то, вышли к пещере Кутук-3 и уже от нее попали к Кутук-2.

У меня не писался трек (только путевой компьютер считал расстояния), но навскидку, по бурелому мы нарезали около 4 км. И общий пробег от лагеря до Кутук-2 вышел 6 км. Причем лес там дикий, что капец. Шли и орали громко периодически что-нибудь, чтобы зверей заранее спугнуть.

Самое обидное, что когда взяли после азимут на пещеру "Зигзаг", то буквально сразу вывалились на широченную тропу к ней! То есть если бы мы не по дороге шли, а пошли с группой, то нам буквально пару сотен метров от тропы бы надо было свернуть.

Пещера Кутук-2

Ходы как бы налево, нам напомнили Чебаевку. Камни, глина и почти нет примет особых. Просто прощемились без впечатлений. А, вот, ход к гроту Кремля разительно отличался. Чем-то Октябрьскую напоминает. Красиво.

По идее, группа, что ушла в "Зигзаг", хотела потом идти сюда, в Кутук-2. Мы вышли из пещеры и обнаружили, что мы по-прежнему одни в лесу. Переоделись и взяли направление на пещеру "Зигзаг"... и, как уже писал, метров через 300 вывалились на утоптанную тропу, которая привела нас на место.

Мы решили подождать, когда из пещеры вылезет основная масса народа, чтобы не расходится с ними в шкурниках. Плотно покушали, дремали в теньке и встречали знакомые лица из пещеры.  Ну вот, и наш черед... все уходят домой, а мы в пещеру.

Пещера Зигзаг

"Зигзаг", потому что она идет таким крутым зигзагом сначала. Сильно извивается, имеет узости. Интересно.

Основной ход вываливается в русло подземной реки. Безумно красиво, но влажность дикая. То ли от воды, то ли от того, что тут до нас огромная толпа народу подышала.

Обратно шли как-то очень быстро все вместе. От реки до поверхности вчетвером выскочили за 40 минут. В клубе говорили, что часа полтора надо. Видимо, это преимущество малой группы: никого не ждем подолгу в узостях или на уступах. Еще торопились, потому что я мог застрять из-за габаритов ближе к выходу. Но я как-то легко везде там проскочил.

Казус случился уже на выходе. Марат шел первым, чтобы, если что, меня за руки дернуть, я следом. Я где-то в узости пролазил и вдруг голос Марата: "Валек! Ты не поверишь, но вход в пещеру обвалился."

У меня, честно сказать, аж шерсть по телу заколосилась. Еще начало вечера, а вспомнят про нас в лагере не ранее как к ночи - пока дойдут, пока что. Куковать нам тут до завтра минимум, думаю. Лезу к Марату...

Наблюдаю картину: основной ход уходит зигзагом влево, а Марат в аппендиксе справа паникует. Там такие свежие камни и земля свежая между ними. Просто ушел немного не туда он. Зато эмоций море.

Ну вот, мы опять одни в лесу. Уставшие топаем в лагерь. Лично я, по-моему, больше устал по лесу с полным рюкзаком шарахаться по бурелому. Ноги устали. Там сплошные воронки карстовые и почти постоянно с вывернутой стопой по густой траве шли. Просто обалденно оказаться в лагере, покушать горячего, не торопясь пить чай и болтать с друзьями.

Итого дня в цифрах: 11,48 км - пешком, 4,55 км - спелео.

День третий

Обычно это выброска. Так как пока свернешь лагерь, пока дойдешь до причала, уже как раз время. Но у нас катер в 16:00, а по плану пещерка небольшая и топать к ней недалеко. Несмотря на то, что немного проспали и прособирали лагерь долго, мы успеваем. Пещеру не фоткал, жалко времени было. Да и фоткать в ней нечего. По каталогу пещера "Винтовая" длиной 270 метров, но мне показалось по-более чуток, если честно. Пещера скорее "лазательная" - красот каких-то нет, зато полазить от души. Бодро прошли, переоделись, оказались опять одни в лесу. И пошли к урочищу Сакаска. Времени у нас было около часа в запасе, потому фотографировались, купались и лопали "ништяки". Да, забыл про бабочек - их в этой поездке море было.

Вот и катер... Сакаска опять улетает вдаль, до следующей встречи.

Цифры:

День 3: 6,84 км - пешком, 0,27 км - спелео.
Итого за поездку: 27,46 км - пешком, 6,689 км - спелео.

Автор: Еремеев Валентин

Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Нравится статья?
Рассказать друзьям:

© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!

[+] Добавить отзыв

Регистрация

Введите символы, изображенные на картинке:

НеДома.ру - сервис гарантированного бронирования
отелей и апартаментов на горных курортах России