Логин   |   Регистрация
Пароль     |    Забыли?
Запомнить
Твой гид по
горнолыжному отдыху в России!

Главная / Статьи / Пыль Мангашлыка. Автопутешествие по Западному Казахстану.

Пыль Мангашлыка. Автопутешествие по Западному Казахстану.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец 


После перекуса двигаемся дальше. Здесь происходит небольшой сбой маршрута: дороги, проложенной в навигаторе, нет. Т.е. она как бы есть, но теряется на плато. Мы решаем подняться из котловины на плато и идти верхом. Забегая вперед, скажу, что впоследствии, мы еще раз повторяли такие ошибки. Дорога позже нашлась, глядя сверху. Маршрут, проложенный дома по космоснимкам и сконверченный в Навител, имел точность в 99,9% , однако, в силу изменения качества колеи, не всегда просматривался в каких-то моментах. Позже, в таких местах мы продолжали идти по навигатору, и всегда выходили в нужное место.
Однако, первый промах вышел нам на руку. Совершенно случайно, при подъеме, было замечено просто космических масштабов ущелье, в котором парили орлы. Голова просто кружилась, стоя на краю. Такие масштабы я видел только на Американском континенте. К сожалению, погода не давала выразить контраст, и глубина ущелья теряется на фото, но все же – внизу дорога.





После осмотра, продолжаем идти верхом плато. Внизу плещется Каспийское море, здесь – стада овец и верблюдов. Каменистые дороги плато, пробитые участки в скальных породах.


Сейчас мы идем на одну из основных точек нашего маршрута – Жыгылган (только не надо мне про жИ-шИ - вообще, в казахском, очень много названий на ЖЫ). По пути заезжаем в некрополь Кенди-Баба, однако тоже как-то быстро покидаем это место.



Колонна идет быстрее, Жыгылган тянет нас. Упираемся в спуск у побережью, вроде не сюда, не понятно где он. Пробуем проехать еще по плато, ничего нету. ТЛК останавливается, наверное посмотреть что там, я торможу рядом, и…
Жыгылган. Я остановил машины на его краю. Все разом открылось моему взгляду. Голова закружилась. Мы остановились именно там, где нужно.
Совершенно невероятный геологический катаклизм. Резко понимаешь суть названия, Жыгылган – Упавшая земля. Огромный пласт земли просто провалился под землю, в результате непонятно чего. Ровный, как кусок пирога срез обрыва, и внизу то, что раньше было таким же плато. Куски равнины с такой же растительностью, изломанный ударом стихии. Многотысячнотонные глыбы отколовшихся скал. Это невозможно передать словами – нужно стоять там, на обрыве, и смотреть вниз. Нельзя сказать, что это красиво, нельзя сказать что это приятно, что это мокро или тепло. Это просто огромная эмоция от непонимания произошедшего и удивления от размеров катаклизма.





К сожалению, нам не удалось красиво запечатлеть Упавшую землю. Просматривая дома фото, мы понимали, что нет на них ни объема, ни контраста, и уж, конечно, нет на них ни масштабности произошедшего, ни эмоций от увиденного.


Мы двигаемся дальше. Впереди источник Тамшаллы.
Сначала идем по краю Жыгылгана, иногда останавливаясь для фото, и в итоге, упираемся в обрыв и небольшую колею, ведущую вниз. Без преувеличения – ездили по ней редко и в этом году ни разу, судя по размытой почве. Дорога крутая, пробита бульдозером прямо по краю. Вариантов немного: объезд 60 км, вниз всего 400 метров. Ухожу проверить дорогу, спускаюсь больше половины, кричу в рацию остальных. Остальные спускаются, я же форсирую последний склон – на пониженной первой передаче, на тормозах, машина умудряется разгоняться и ее заносит. Но спуск заканчивается. Вот здесь бы опробовать все эти модные электронные штучки, коими сейчас оснащаются кроссоверы – типа помощник спуска и прочее.



Ну вот все внизу. Идем вдоль берега к Тамшаллам. Выходим на накатанный грейдер, идущий с другой стороны плато.
Источник произвел лично на меня крайне негативное впечатление. Если выйти в конце августа на набережную в Сипайлово, то мусора однозначно будет меньше. Переполненные мусорные контейнеры, в углах кучи мусора и стекла, вся вода загажена, и довершает картину мертвая корова посреди площадки для машин, выеденная мухами и воняющая на всю округу… Грустно – вот такое природное охраняемое наследие у казахов. Хотя… Что еще ожидать от места, куда пробита автомобильная дорога. Я фотографирую лишь для галочки, и уезжаем.



Впереди подъем Караган - весьма впечатлительно. Дорога пробита и идет на Форт Шевченко, однако, все равно заметно, что каждый дождь наносит ей серьезный урон.



Сразу же после подъема уходим с этой дороги, ведущей на запад, и уходим опять в степь: нам нужно пересечь полуостров и выйти на другой стороне. Около часа колеи, и мы пересекаем тот самый страшный грейдер из Бейнеу в Шевченко. Еще немного колеи, потом неплохой грейдер, и, час спустя, мы на другой стороне полуострова (в самой узкой части он всего около 40 км) выходим на асфальт Шевченко – Актау. Идем по нему минут 20 и вновь сворачиваем в степь, теперь уже к южному побережью Каспия на планируемую ночевку. Долго идем вдоль обрывов, негде спуститься. Так, доходим до Голубой бухты, весьма красивого места на фотографиях – небольшая (метров 300) песчанная бухточка классической полукруглой формы. Место, как все уже догадались, так же загажено, и отъезжающая при нас компания на ТЛК и ФВ Транспортере бросает мусор прямо на берегу. Мы пробуем пробиться на другую сторону, но садимся - все в глубоком песке. Копаем с полчаса и встаем недалеко от въезда. Довольно приличный ветер. Ужинаем. Сергей опять работает в эфире.




Утро. Сегодня встали рано, по плану - регистрация в Актау. У нас последний день. Уже наслышавшись ужасов бюрократии и съема отпечатков пальцев, мы очень надеемся на помощь друга Сергея , радиолюбителя Руслана.
Приезжаем в Актау, быстро находим Миграционную полицию, наши опасения подтверждаются, к тому же еще и начальника нет, и будет он после обеда. Идем гулять по городу.
Город чистый, опрятный, небольшой. Вот и все, что можно сказать об Актау.



Опуская подробности, регистрацию мы получили после обеда, по приезду начальника, за что огромный мегареспект Руслану.
Тут же выезжаем из города и идем на Жанаозен, около 100 км, за ним еще 100 км по степи Голнбанше и пескам Баскунчак. Дорога не примечательная – до Жаноозеня – асфальт. Из интересов – лишь самая глубокая впадина -132 метра, однако дорога идет через нее, и поэтому показать можно лишь фото навигатора.



НУ и конечно, приятный вид сверху – открывается на всю впадину.
Проходим Жаноозен, идем на Узень. Нефтяники перепахали огромное поле, в результате чего, все не соответствует не только картам, но и спутниковым снимкам. Немного плутаем среди неимоверного количества качалок, выходим на Узень. Проходим его и вновь уходим в степь, но немного отъехав, встаем на ночлег.



Утро, завтрак, идем на Голнбанше. Дорога идет по мягким пескам, и вдруг мы внезапно вылетаем на просто изумительный грейдер, ровный как стекло и уходящий в даль, в сторону, куда нам и надо. Я в удивлении, его нет ни на одном снимке, но видно, что он новый. Идем по нему сотню, машины не шелохнуться. Дорога уверенно идет в сторону Босжиры. Очень быстро докатываем до бугра Голнбанше: на его вершине идет стройка дороги, срывают часть вершины – это тянут дорогу к священному месту, куда стягиваются паломники со всего Казахстана – подземной мечети и некрополю Беккет-Ата. Это по пути нам – Босжира там же. Справа от Голнбанше замечаем кусочек Марса, ищем спуск и проводим в космических пейзажах немного времени.







Но все же едем дальше, как бы ни хотелось остаться здесь. Нас ждет Босжира. Незадолго до сворота грейдер кончается, и начинается дорога тысячи следов – колеи везде, справа, слева, глубокие, свежие, пыльные... Нас обгоняют два «батона», и пока мы идем им вслед, пролетаем поворот – колея уходит как бы назад, сразу за пригорком, ну и не заметили. Через километр понимаю, что иду не туда. Догоняем «батоны», они объясняют куда, возвращаемся. И тут я повторно не доверяю своему маршруту, и мы уходим вопреки навигатору, немного левее. В дальнейшем, буквально через 10 км, эта ошибка сильно скажется на нас и всем путешествии.
Идем по степи, Босжиры нет, как сквозь землю провалилась. Все прекрасно помнят фото в интернете, эти огромные останцы, торчащие как пики, но ничего кроме степи нет. Едем. Дорога раздваивается, и я решаю проверить правую колею, так как точка Босжиры все таки там. Останавливаю колонну, иду вправо. Огибаю холмик, ничего нет… Странно...
Еду, дорога делает поворот, холмик…. !!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!! (здесь идет эмоциальный мат, но он вырезан по соображениям цензуры).
Резко торможу: я стою на краю пропасти вселенского масштаба и в ней просто космическое зрелище. Долгожданная Босжира.





Мозг бьется о стенки черепной коробки. Громко стучит сердце. Машина – в 8 метрах от пропасти. Вот он секрет невидимости Босжиры – она не сверху – она ВНИЗУ !!
Тысячи лет дождей промыли в крае плато, бывшем береге древнего океана, глубокое ущелье, а ветер испещрил ворота ущелья огромными пиками мертвых организмов древнего моря. Завершает зрелище – громадный солончак на другой стороне ущелья.
Босжира… Жемчужина нашего путешествия… Ошибка навигации вывела нас на край плато, подарив инопланетное зрелище...


В Интернете я не находил фотографий Босжиры сверху, основные маршруты идут по низу плато, и это, кстати, и ввело меня в заблуждение, когда я высматривал останцы на подъездах – это видно, только если ехать с юга, спускаясь в котловину на 100 км ранее.
Подъезжают остальные, все в восторге. Мы фотографируем и начинаем искать съезд. Однако проехав пару десятков километров, понимаем, что дороги нет. Просматривается лишь узкая полоска колеи с южной части Казахстана. С нашей же стороны, дорога уходит в степь, а обрывы идут в горизонт. С другой стороны в бинокль нет даже намека на спуск. Расстраиваемся, решаем пообедать на краю Босжиры. Пока готовиться обед, мы с Сергеем смотрим в ноутбук, и о чудо! Трек какой то московской группы показывает, что есть спуск (для них это был подъем) по другую сторону ущелья. Обедаем и едем искать его. Находим очень быстро, и оказывается, что он совпадает с проложенным дома маршрутом, просто из-за бугра и пыли от «батонов» мы не заметили его когда ехали сюда. Отличный накатанный спуск, правда все в камнях и срезах скальных пород, быстро идти не получается. Объезд оказался длинным – от места обеда дистанция составила 62 км, чтобы оказаться внутри ущелья.

И вот мы в Босжире. Глаза уже, конечно привыкли к масштабам, но все равно очень красиво и необычно.




Мы встаем на ночевку. Среди величественных скал. Им немного осталось стоять… Еще немного и ветер с дождем уничтожат их. Хотя? конечно, по человеческим меркам они будут стоять еще тысячи лет.
Великолепно... Это зрелище стоило тысяч километров жары и пыли.





На следующий день был выезд. Были поломки: в «ниве» отвалилась тяга панара, которую заварили в Бекет-Ате, накрылся задний мост в Патриоте, его хватило, чтоб дотянуть до Бейнеу, были еще 150 километров сумасшедший пыли, обреченные попытки исключить из возврата дикий грейдер до Бейнеу и выйти напрямую, был и диалог с бабаем про солнце и Бейнеу, были ошибки навигации в степи, заканчивающийся бензин, выход в Сай-Утес и 150 км злосчастного грейдера до Бейнеу. Экипаж ТЛК ушел вперед, по срочным причинам. Мы с Сергеем еще ночевали в степи, ночью прошли таможню, быстро, за 40 минут, и каждый поехал домой.

Казахстан… Мы мечтали туда поехать всю зиму..
Казахстан… Страна контрастов. Страшные дороги - колеи под 110км\ч и асфальт под 70. Громадные газовые месторождения и нищета народа. Страна неимоверных геологических масштабов и катастроф.. Огромные провалы, обвалившиеся берега моря, протяженностью сотни километров... Сумасшедшие дистанции степи и площади плато и низменностей... Бескрайние просторы до горизонта... Дикие ветра и солнце...
Усталость от пыли, постоянные удары трансмиссии и пыль... пыль .. пыль... Отсутствие воды и элементарного комфорта. Здесь тоже живут люди.
Понравилось ли? Да. Однозначно ДА. Интересный, хотя и однообразный, маршрут с яркими жемчужинами природы, громадные перегоны, проверка машины и собственного я. Поеду ли я туда еще? Не знаю, пока наверное нет. Но в памяти навсегда останется громада Босжиры и удивление Жыгылгана – другой земли, непохожей на нашу.




Весь фотоотчет foto.nedoma.ru/showgallery.php/cat/2091

Текст и фото Алексей Тулупов.



Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец 




Нравится статья?   
Рассказать друзьям:
   

© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!


  [+] Добавить отзыв


07.07.2012 19:22:18,  
  GLE
"Тарык – высохшее болото" - не тарык, а такыр

03.10.2010 19:21:14,  
  Гость
Море не сильно соленное но и не пресная.

15.08.2010 11:01:37,    Ded
Впечатления, как у Сириуса. Поразительно. Представлял страну плоской степью. А тут такоееее.... Тоже вынашиваю планы посещения, но не с целью внедорожного экстрима, а с целью пересечения солончаков и степей под парусом. И вы подсказали где есть таковые. Правда, придётся помучиться, чтоб добраться до них. Не нравится процедура регистрации. Как она проходит, в любом ли городе?
Молодцы. Осуществили мечту. Что следующее.
Понравилось литературное описание и качественные фото.

21.06.2010 12:02:06,    Кузнецов
Респект! Особенно понравился Каспий. У меня мечта туда съездить. Сильно соленое море?

26.05.2010 09:40:27,    Sirius
Отличный отчет. Вдруг осознал, что я ничего не знаю про Казахстан. Спасибо за отчет!

 Регистрация

Введите символы, изображенные на картинке:




НеДома.ру - сервис гарантированного бронирования
отелей и апартаментов на горных курортах России
2153 предложения, 15487 фотографий, 11538 отзывов
+78(800)555-37-45
поможем забронировать, проконсультируем

Помощь:
Информация для отдыха:
Горнолыжные курорты России
 Вебкамеры
Состояние склонов
Поиск попутчика
 
 Карта горнолыжных курортов
Бронирование жилья
Подпишитесь на новости:

  © 2002 - 2024 НеДома.ру™  На главную  Контакты  Реклама на сайте